ВСЕГДА «PIECE UNIQUE»!

Среди огромного числа независимых мастеров Швейцарии есть человек, который вручную, без помощи сложных станков и машин, создает уникальные часовые артефакты в старинной декоративной технике. Это независимый мастер-гравер и основатель одноименного бренда - Киз Энгельбартс (Kees Engelbarts).

 

Киз Энгельбартс

Высокий, худощавый, слегка застенчивый и немногословный, он похож на ребенка, который до сих пор находится под впечатлением от начала взрослой жизни. Их дом стоял на окраине, у леса, и единственными друзьями Киза были младший брат, собака Лайка и черная ворона. Он часами не слезал с деревьев, играя в дозорного… И глядя в его большие, будто удивленные глаза, кажется, что он по-прежнему живет в своем счастливом детстве... Когда Кизу было 12, отец оставил их, и, ему, как старшему сыну, вскоре пришлось заботиться о пропитании семьи. Недалеко от дома располагалась граверная мастерская, и Киз пошел учиться граверному ремеслу. На первом же занятии он сильно поранил руку резцом - мастер помог наложить повязку и ободряюще улыбнувшись, сказал: «Это хороший знак! Теперь ты кровно связан с музами». Как в воду глядел! Овладев в родной Голландии основами граверного ремесла, Киз продолжил обучение в немецком городе Идар-Оберштайн, а затем волею судьбы оказался в Женеве. Здесь же в Швейцарии он познакомился со своей будущей женой. К слову, самым большим своим достижением он считает рождение сына Дэна.Карьера Киза также началась в Швейцарии. Один из женевских друзей снабдил его большим количеством базовых механизмов, и он начал осваивать новую для себя специальность. Бесконечные сборки-разборки и гравировка самых потаенных поверхностей помогли Энгельбартсу освоить «внутреннюю природу» часов. Так началась его карьера - сначала для сторонних производителей, а потом и для своего собственного бренда (был основан в 1997 году). При этом Киз не считает, что пик его карьеры уже наступил, а говорит: «Я каждый день совершенствуюсь. Ведь если вы плохо сыграли на фортепиано, можете попробовать снова. А гравировать часы надо без ошибок, с первого раза!». Как человек творческий он смотрит на часы совсем под другим углом – его больше интересуют не сложные и точные механизмы, а крупные экземпляры с минимальным количеством стрелок – это дает больший простор для творчества. «Часы интересуют меня прежде всего с художественной точки зрения – я смотрю на них как на предмет, который можно превратить в произведение искусства», - говорит Киз. Наибольшей популярностью у него пользуются сказочные животные – единороги, пегасы и, конечно же, драконы. На Востоке дракон издавна считался символом власти и величия, и потому не случайно, что он стал излюбленным персонажем в творчества Энгельбартса. У драконов есть своя иерархия, но на циферблатах своих часов Киз обычно изображает самого могущественного и «положительного» - пятипалого дракона. А когда филигранно выгравированная и искусно украшенная фигурка дракона покоится на циферблате «мокумо-гане», часы превращаются в произведение искусства «в квадрате». Вне зависимости от используемых механизмов – современных или винтажных – каждые его часы уникальны. Ведь они украшены эксклюзивной гравировкой, вышедшей из-под руки выдающегося мастера и отмечены неповторимым узором «мокуме-гане». Причем в своей работе он использует только драгоценные металлы: розовое, желтое и белое золото, серебро и shakudo (японский сплав драгоценных металлов). А финальным штрихом часто становятся крайне необычные, похожие на окаменевшие ветви деревьев, стрелки (также искусно гравированные).

Mokume - Gane

«Mokume-gane» — это старинная техника обработки металла, получившее широкое распространение в Японии в 16-17 вв. Ее название (в переводе с японского) означает «глаз дерева» («деревянный глаз»). Причем в стране Восходящего Солнца ее применяли в основном, для производства холодного оружия. В основе этой удивительной техники лежат до 20 (может быть и больше) слоев различных металлов, которые спекают (но не сплавляют!) при строго определенной температуре. Что такое стиль ‘fusion’ в искусстве, в том числе и кулинарном, знают все. Отдаленно, мokume-gane — тот же ‘fusion’, только в металле, ведь слои наносятся «хаотично» и остаются раздельными. А поскольку компоненты, составляющие металлический узор, никогда не собираются в одном порядке и не «схватываются» друг с другом одинаково, то каждый из узоров mokume-gane уникален. В древности считали, что такая многослойная структура увеличивает прочность и гибкость клинков, превращая их в идеальное оружие. Более того, при полировке этих пластин обнажается красивейшая внутренняя текстура (состоящая из различных металлов), отдаленно напоминающая фактуру дерева, за что техника и получила свое название.

 «Mokume-gane» Всех хитростей данной техники, разумеется, не раскроет ни один мастер, но имеется информация, что в технологии используется также «царская водка» (химический реактив, смесь 1 части азотной и 3 частей соляной кислоты – сильнейший окислитель, растворяющий даже малоактивные металлы, такие как золото, платина и палладий – прим. ред.).Считается, что именно эту технологию использовали в Дамаске, в легендарных клинках из многослойной дамасской стали, но ее секрет, похоже, утрачен навсегда. Так или иначе, до недавнего времени технику «Mokume-gane» использовали только японцы. Пока один молодой голландец не адаптировал эту технику к часам. Что, впрочем, неудивительно, ведь голландцы всегда отличались особой толерантностью и открытостью другим культурам. Как известно, они стали первыми из европейцев, кому было разрешено торговать с Японией, и первыми, кто изучил такой непривычный для европейского уха японский язык. Кстати, впервые Киз продемонстрировал эти часы тоже в Япония (в г. Осака), куда его пригласил Масао Мишима (Masao Mishima) - один из местных часовых дилеров. Интерес с японской стороны был настолько велик, что Киз получил заказ сразу на 12 экземпляров часов в технике «мокуме-гане»…А чем занят Киз сегодня? Ему насколько понравилось создавать часы, что не ограничившись одним собственным брендом, он создал второй - Cornelius & Cie. Что это за бренд? С удовольствием расскажем, хотя это уже совсем другая история.

текст Фуад Гасанов

фото пресс материалы


Скачать
Самое читаемое